Главной причиной появления гитарных звукоснимателей был процесс перехода от небольших музыкальных групп к большим оркестрам, где звук гитары растворялся среди других инструментов и его необходимо было усилить. В то время, когда наступила эпоха рок-н-ролла, звукосниматели во многом предопределили звучание отдельных инструментов и всей музыки в целом. В этой статье рассмотрены разные виды звукоснимателей, использующихся в электрогитарах.
Виды электрогитарных звукоснимателей
Звукосниматели с одной катушкой (синглы) появились первыми. Их цель - усилить колебания, создаваемые движением струн. Эти колебания преобразовываются звукоснимателем в электрический сигнал, обрабатываются электроникой гитары, затем усилителем, который формирует конечное звучание.
Синглы представляют из себя электромагниты - несколько магнитных сердечников, обмотанные вокруг проводом. В течение многих лет производители гитар экспериментировали с этими магнитами, размером сердечников, количеством витков обмотки, но всегда существовала одна проблема. Такие датчики также работают как антенны, воспринимая все виды электромагнитных импульсов: помехи от линий электропередачи, усилителей, динамиков, педалей эффектов, сотовых телефонов и компьютеров. Тем самым, эти помехи вызывают шум, иногда довольно громкий.
Устройство сингла
Звукосниматели с двумя катушками (хамбакеры) первоначально были созданы для решения этой проблемы. Использование двух катушек, соединенных вместе, обеспечивает более высокий уровень сигнала. Так как они подключены в противофазе, то из сигнала вычитаются шум, вызываемый электромагнитными помехами и в результате получается более чистый звук. Благодаря высокому уровню выходного сигнала, такие звукосниматели хорошо подходят для игры с эффектом перегруза или дисторшна (distortion). Некоторые хамбакеры могут работать в режиме отсечения одной катушки, тогда звук становится больше похожим на сингловый.
Катушки хамбакера подключены в противофазе
Кроме обычного, существуют еще несколько разновидностей хамбакеров:
- вертикальные хамбакеры (stacked humbuckers) внешне похожи на синглы. Некоторые гитары спроектированы только под сингл-датчики с одной катушкой. Чтобы установить в них полноразмерные хамбакеры, необходимо сделать много рутинной работы. И если это делать неосторожно, то можно серьезно повредить корпус гитары или пластиковую накладку. Для большинства гитаристов такой вариант недопустим, особенно если у них дорогая винтажная гитара и им очень важно сохранить её исходный вид. Чтобы решить эту проблему, многие производители звукоснимателей стали выпускать хамбакеры, которые по размерам сходны с синглами. Достигается это путем вертикального совмещения двух катушек, вместо того, чтобы располагать их сбоку друг от друга.
Две катушки расположены одна над другой
- мини-хамбакеры (mini-humbuckers) были изобретены с той же целью - уместить их в гитарах, изготовленных под синглы. Однако здесь, в отличие от вертикальных хамбакеров, две катушки расположены горизонтально. Что касается звука, то он позиционируется между звучанием синглов и полноразмерных хамбакеров; уровень выходного сигнала ниже, чем у последних, в силу их меньшего размера.
- рельсовые хамбакеры (rail humbuckers) вместо двенадцати сердечников имеют две пластины - рельсы. Звук от струн распределяется более равномерно, не теряется, особенно это заметно при бендов (подтяжек струн). Могут быть исполнены как в виде полноразмерных, так и мини-хамбакеров.
Полноразмерный рельсовый хамбакер (слева) и его мини-версия (справа)
Разница в звучании
Существует устоявшееся мнение, что синглы имеют яркое звучание, которое лучше подходит для игры на чистом звуке. В свою очередь, хамбакеры обладают более теплым, жирным звуком, идеально подходящим для игры на перегрузе. Однако, существует множество обратных примеров, когда гитаристы играют на чистом звуке на Les Paul (наиболее известная гитара с двумя хамбакерами) или же на перегрузе на гитаре с датчиками-синглами. Это можно объяснить тем, что на гитаре с несколькими синглами два датчика могут быть включены одновременно в противофазе, благодаря чему шумы будут подавляться по тому же принципу, что и в хамбакере. Тем самым, имеется возможность настроить звучание гитары так, как это необходимо.
Пассивные и активные звукосниматели
Пассивные звукосниматели - это те звукосниматели, которые снимают колебания со струн и посылают полученный сигнал напрямую в усилитель, что обеспечивает более динамичное и натуральное звучание. Многие исполнители отдают им предпочтение за "свежесть" звука, экспериментируя с громкостью и тоном которого можно получить множество оттенков звучания без регулировки gain и treble на усилителе. Минус таких звукоснимателей в том, что они подвержены эффекту обратной связи, особенно с использованием gain на усилителе. Это может серьезно испортить звук гитары и уменьшить сустейн (продолжительность звучания).
Активные звукосниматели питаются от отдельной батарейки, размещенной в корпусе гитары, поэтому обладают более высоким уровнем выходного сигнала и сбалансированными частотами звука. Те исполнители, которым нужен плотный звук, например для игры метала, используют активные звукосниматели, чтобы получить мощный звук без потери его качества. К минусам можно отнести замену батареи 9В, хотя хватает ее надолго. Некоторые гитаристы критикуют эти звукосниматели за ненатуральность и плоскость звука, однако у каждого своя точка зрения. Активные звукосниматели будут одинаково звучать на цельнокорпусной и полуакустической гитаре.
Выбор звукоснимателей зависит от индивидуальных предпочтений каждого гитариста. Это всего лишь одно звено цепи, в котором также присутствуют и сама гитара, и усилитель. Что касается производителей, следует отдать предпочтение тем, кто присутствует на рынке звукоснимателей многие годы и, следовательно, имеет большой опыт в этой сфере.